Когда ждать европейские круизные суда в украинских портах?
Сможет ли углубление сотрудничества Украины и ЕС вернуть туристов?
Популярность круизных туров на кораблях, в Европе продолжает расти. В 2015 году, например, почти 6,6 миллионов европейцев выбрали этот вид туризма (по данным Ассоциация Cruise Lines International). Самое большое количество желающих оказалось из Германии – около 1,8 миллионов, или 27,5%. Вслед за Германией, любителями круизного туризма оказались жители Англии и Ирландии (27,2%). Вместе отдыхающими из Италии, Франции и Испании, эти страны Европы охватывают 83% туристического рынка.

С другой стороны количество заходов европейских круизных лайнеров в Одессу упало в несколько раз в 2014 году. Это было связано с военными действиями на востоке Украины и общей нестабильной внешнеполитической обстановкой.

В последующие два года ситуация не улучшилась: большинство круизных лайнеров обходили украинские порты. Впрочем, подобная тенденция наблюдается и в других портах Черноморского бассейна.

Круизные корабли в Одессе


Круизы и Одесса: достигнуто дно или нет?

Одесский порт на протяжении длительного периода проводил мероприятия, направленные на привлечение круизных линий, обеспечивал все условия для увеличения судозаходов.

«Порт упрощал нормативно-правовые документы по оформления флота и пассажиров, вносил изменения в документы, регламентирующие портовые сборы. В результате этого для круизного флота были существенно снижены портовые сборы и приведены к уровню портов Средиземноморских портов. Были организованы работы в портах Ялты и Севастополя, обеспечивающие принятие современных круизных судов и обслуживание на должном уровне пассажиров. Одесские портовики организовали проведение в Одесском порту BlackSeaCruise, Генассабмлеи MedCruise», - сообщают в АМПУ.

До военной агрессии на востоке Украины и оккуации Крыма, рост количества судозаходов в одесском порту составлял более 30% в год.

«В 2013 году мы достигли максимальной цифры – 148 судозаходов круизных лайнеров. Однако неблагоприятная ситуация на востоке Украины отразилась на отечественном круизном бизнесе: круизные компании стали отказываться от судозаходов не только в Одессу, но и вообще в Черноморский регион, — отмечает начальник отдела круизного туризма и евроинтеграции Эльвира Лещинская.

Стоит отметить, что в 2014 году в Одессу зашло 28 судов, при рекордном количестве предварительных заявок в 159. На следующий год, в 2015-м, в Одесский порт зашли всего 13 круизных судов, а город посетило всего 6 563 туриста. Сравним с показателямями предыдущих годов: в 2012 году терминал Одесского морского порта принял 61 273 пассажира, а в 2013 – более 80 тысяч.

В прошлом году количество заходов достигло своего минимума – всего 5 пассажирских судов за сезон .

«С момента начала боевых действий на Востоке страны, а также после трагических событий в Одессе 2 мая 2014 года, когда в порту находился круизный лайнер Silver Wind Luxury-Class c более чем 250 пассажирами на борту судна, количество заходов в порт Одесса (также и в другие порты Украины) начало катастрофически уменьшаться. В течении нескольких месяцев операторы отменили большинство судозаходов, а МИДы других государств издали рекомендации не посещать территорию Украины, а некоторые страховые агентства ввели надбавки «War – Risk». Таким образом, мы вынуждены работать в существующих непростых военно-политических обстоятельствах», - отмечают в пресс-службе АМПУ.

На 2017 год по официальным данным было 13 заявок на заход круизных судов в одесский порт. В мае состоялся первый заход судна типа река-море, с 98 пассажирами из США и Германии, а в июне в порту ошвартовался теплоход «ISLAND SKY» со 104 пассажирами на борту. В администрации порта это назвали «надеждой на возрождение иностранного круизного туризма в целом».

Планирование на два года вперед

Морские круизы планируются на два года вперед. Таким образом, круизы на прошлый и этот год в основном планировались в 2014-2015 гг., когда европейские СМИ постоянно сообщали о нестабильности на Черноморском побережье. .

О том, что судно меняет маршрут порт может узнать за три дня до запланированного прибытия. Как отмечают эксперты: «Резервирование причалов не налагает обязательств на круизную компанию, подтвердить бронь они должны лишь за три дня до судозахода».

Стоит отметить, что большинство пассажирских судов, которые изменили путь следования, сделали это в пользу теплого европейского Средиземноморья, чаще всего это была Греция.

«Одесса, как и другие города Черноморья, принимающие круизные суда, не может быть обособлена от общих тенденций, – рассказывает начальник администрации порта Михаил Соколов. – Главная причина потери к нашему региону интереса операторов, для которых вопрос безопасности пассажиров стоит на первом месте, – нестабильная политическая обстановка».

Но есть тенденции, которые позволяют смотреть в будущее с определенным оптимизмом. В конце июня прошлого года в Одессе состоялась Генеральная ассамблея крупнейшей в мире Ассоциации круизных портов Medcruise, в которой приняли участие топ-менеджеры круизных линий, представляющих более 60% мирового круизного флота.

В ходе встречи операторы круизных линий неоднократно отмечали экономическую целесообразность заходов пассажирских лайнеров в Украину. Кроме того одесский порт принял участие в международной встрече под единым брендом Cruise Black Sea в рамках европейского проекта по развитию круизного бизнеса в Черноморском регионе СгuіѕеТ. Проект получил название «Создание сети центров компетенции для развития и поддержки круизного туризма в Черноморском регионе».

«Насколько эти мероприятия отразятся на судозаходах мы узнаем только через два года. В связи с событиями в 2014 года многие компании аннулировали свои планы захода в Одессу на годы вперед. Сейчас они составляют планы на 2018 год. Тогда мы и увидим в полноте результаты своей работы», - отмечает Михаил Соколов.

Круизы: чем привлекательная Одессы для европейских туристов?

Есть целый ряд важных аспектов, которые влияют на наполнение региона туристами. Это инфраструктура, состояние дорог, уровень инвестиционной привлекательности, развитость пассажирского транспорта. Но есть ещё один очень важный момент: это концептуальная составляющая.

Почему туристы из стран ЕС должны ехать именно к нам? В случае с инкамингом и иностранными туристами, этот вопрос становится одной из самых важных, т.к. пассажиры круизных судов, как правило, видят Одессу из окна экскурсионного автобуса и крайне ограниченное время.

Об этом должна позаботиться концепция развития туризма, которая включает в себя позиционирование, наличие привлекательного имиджа территорий, легенды, наконец. Также немаловажным фактором успешности туристической отрасли является совместная работа местных властей и туроператоров, при согласованной и реалистичной общенациональной программе развития туризма.

«Наша задача – сделать Черноморье привлекательным для туриста, – считает Татьяна Маркова, директор департамента культуры и туризма Одесского городского совета. – У нас есть свои плюсы: этот регион не настолько изучен, как Средиземноморский, но не менее интересен путешественникам. Мы гостеприимны, у нас есть своя кухня и главное – история, которая объединяет черноморские страны, начиная с античных времен. Сегодня главным направлением является создание трансграничных туров, которые позволят объединить наши страны в сфере изучения истории, культурного сотрудничества. Многие организации уже работают в этом направлении. Но этого мало. Мы хотим, чтобы такая политика стала общим видением».

На туристическую привлекательность позитивно влияют различного рода совместные проекты, в особенности на пересечении различных этнографических, культурных, природных зон.

«Говоря о том, как же вернуть круизы в город, сложно (и, думаю, не нужно) говорить о каких-то технических характеристиках или требованиях, скорее это вопрос обеспечения безопасности в городе и грамотного туристического маркетинга, информирования туристов (на уровне медиа, туристических сайтов, департаментов туризма европейских стран) о состоянии города (отсутствии каких-либо военных конфликтов), его историко-культурном наследии, интересных фестивалях и других ивентах. Когда иностранные компании будут уверены на 100% в безопасности и будут видеть туристический потенциал города, тогда есть все вероятности возвращения Одессы в маршруты морских круизов», - уверена Наталия Власенко, специалист в сфере инкаминг-туризма.

Таким образом, порты Украины, и Одесса в большей степени, может стать привлекательной для туриста из стран ЕС и дальнего зарубежья, но только после того, как будет налажена соответствующая инфраструктура. Стабилизация ситуации в Украине сможет увеличить число заходов круизных лайнеров в Одесский порт, однако к показателям 2013 года в ближайшие сезоны, очевидно, так и не удастся приблизиться. Уже есть позитивные сдвиги в плане развития пассажирского сообщения по Дунаю с заходом в украинские порты. Развитие пассажирского сообщения по рекам также может стать катализатором возникновения новых маршрутов в страны граничащие с Украиной.

Развитие инфраструктуры и модернизация украинских портов Черноморского бассейна в среднесрочной перспективе может привлечь большее число круизных заходов, при условии повышения конкурентоспособности отрасли, в том числе за счет имплементации норм европейского законодательства и установлении прозрачных «правил игры» на этом рынке услуг.

Ця публікація була підготовлена в рамках проекту «Просування реформ в регіони» за сприяння Європейського Союзу. Зміст цієї публікації є виключною відповідальністю сайту і жодним чином не відображає точку зору Європейського Союзу.