Евроинтеграция обеспечила развитие речного сообщения в Украине
Инфографика
30 июля с нового терминала возле города Голая Пристань (Херсонская область) отправилась баржа, которой четыре здешних фермерских хозяйства отправили в Киев почти триста тонн украинских арбузов. Это событие было торжественно обставлено. И неспроста, это первый подобный рейс на последние 14 лет.
Груз, который был доставлен в Киев по реке обошелся почти в два раза дешевле, чем перевозка по дорогам на грузовых автомобилях.
Почему же тогда речной потенциал Украины реализуется в таком незначительном объеме?
Безусловно, что Украина имеет потенциал для развития перевозок грузов (в меньшей степени пассажирских перевозок) реками. В Украине есть три крупные судоходные реки: Дунай, Днепр и Южный Буг, которые имеют выход к Черному морю. Дунай и Днепр входят в число пяти самых больших рек Европы.
Несмотря на географические условия в Украине речным транспортом перевозится только 0,5% товаров, в это же время в странах ЕС этот показатель доходит до 16,3% в Болгарии, 12,3% в Германии; при среднем уровне перевозок по рекам суммарно на все страны ЕС в 6,7%.
Потенциал, который реализуется не полностью
Длина судоходных рек в Украине составляет 4 400 км., а самая длинная водная артерия – р. Днепр имеет протяженность почти 1 200 км. И Дунай, и Днепр входят в число ТОП-5 крупнейших рек Европы, однако объемы перевозок по рекам в Украине остаются крайне низкими. Однако за последние 20 с небольшим лет резко сократилась как протяженность водных путей, по которым осуществляется судоходство (почти в два раза по сравнению с 1990 годом), так и протяженность водных путей с гарантированными глубинам (до 1 200 км). Пик падения пришелся на начало 2000-х годов, но даже после стабилизации экономики страны особого улучшения в сфере речных перевозок (особенно пассажирских) заметно не было.
Похожая ситуация и с пассажирскими перевозками.
«За 25 лет независимости уровень пассажирских перевозок по реке уменьшился в 40 раз. В стране из 2,5 тысяч судов осталось порядка 115, из них 12 – на подводных крыльях, работающих – четыре. А объем перевозимых грузов сократился с 60 млн тонн до 3,6 млн тонн», - пишет народный депутат Андрей Вадатурский, член комитета ВРУ по вопросам аграрной политики и земельных в своей авторской колонке для «Нового времени».
На судоходных реках Украины находится 16 речных портов и терминалов пропускной способностью 60 млн. тонн в год. Однако даже в предкризисные годы – 2007-2008 гг. – мощности были загружены далеко не полностью. После кризиса суммарный объем перевалки грузов и пассажиров только падал.
Доступные цифры позволяет сделать вывод, что мощности украинских речных портов загружены примерно на 8-12 раз меньше, чем в 1990 году.
Есть и определенные природные и антропогенные факторы, которые ограничивают речную навигацию по украинским рекам: от Киева до Херсона по р. Днепр речной путь относится к классу Vb водных путей с улучшенными характеристиками и шлюзами с максимальными размерами 270 м х 18 м с глубиной 3,65 м.
Эта глубина подтверждена для основной части водного пути, за исключением участка г. Днепродзержинск—г. Днепропетровск, где глубина может уменьшаться до 3—3,2 м в периоды засухи. Высота прохода под мостом в г. Черкассы ограничена до уровня 11-12 м. Самые низкие мосты в Днепропетровске и Кременчуге имеют высоту 8,50 м, но и эти мосты могут быть разведены.
Но несмотря на негативную динамику сохраняется реальная возможность для Украины для развития речных транспортных коридоров: это выход на судоходные каналы Рейн-Майн-Дунай и через разветвленную систему внутренних водных путей и устьевых портов на Амстердам, Роттердам, Антверпен, Констанца с тем, чтобы доставлять грузы внутренним водным транспортом практически по всей Европе.
Для Украины также могут быть перспективны внутренние водные маршруты Одер-Висла-Припять-Днепр и Западная Двина-Припять-Днепр с устьевыми портами Рига-Херсон.
Факторы роста и пределы развития речной отрасли в Украине
Что тормозит развитие речных перевозок по рекам Украины и трансграничное сотрудничество? В большей степени сдерживают развитие речных перевозок устаревшая материально-техническая база, низкий уровень механизации перегрузочных работ, значительный физический и моральный износ речных судов (согласно некоторым данным 20% речных судов Украины вообще непригодны к эксплуатации), малая доля пакетированных грузов, в общем объеме, недостаточные объемы перевозок с использованием системы «буксир-толкач/баржа».
В настоящее время почти весь украинский речной транспорт имеет вспомогательный характер, ориентированный на крупные партии грузов (в основном строительных материалов, зерна) и не может в значительной степени конкурировать по тарифам и услугам с железнодорожным транспортом. Парадоксально, но именно «забота» о внутреннем перевозчике и убила в значительной степени перевозки по рекам Украины.
Факторы, которые негативно влияют на развитие речных перевозок - чрезмерная налоговая нагрузка, тарифная политика и устаревшее законодательство
Юрий Скичко, директор ООО «Гермес-Трейдинг» в числе факторов, которые негативно влияют на развитие речных перевозок называет чрезмерную налоговую нагрузку, тарифную политику и устаревшее законодательство, которое регулирует навигацию по рекам Украины.
«Первоочередные шаги для возвращения грузопотока на реку: снижение тарифной нагрузки на речные перевозки путем отмены всех сборов с речного транспорта и отмена нетарифных барьеров для иностранного флота, оставить необходимо только требования по безопасности и техническому состоянию судна», - уверен эксперт.
Существуют проблемы и в логистике перевозок. Но они в большей степени зависят от менеджмента компаний, которые их производят и не являются главной проблемой на данным этапе развития.
Институциональное развитие и европейские инвестиции в речную отрасль
Первостепенные меры, которые могут привести к повышению объема перевоза грузов по рекам Украины – это целый комплекс мероприятий направленных на дноуглубление. Как правило это масштабные работы, которые занимают долгое время и оцениваются в миллионы и десятки миллионов гривен. Без четкой расстановки приоритетов и государственной политики в этой сфере успешного решения этой проблемы может и не быть.
В свою очередь министерство инфраструктуры Украины поставило себе целый ряд задач, в числе которых: создание новой организационно-правовой и экономической модели управления внутренним водным транспортом; развитие конкуренции на рынке речных перевозок, создаст предпосылки для образования новых субъектов ведения хозяйства разных форм собственности, которые будут осуществлять грузовые и пассажирские перевозки; повышение конкурентоспособности внутреннего водного транспорта на внутреннем и внешнем рынке транспортных услуг; повышение инвестиционной привлекательности отрасли.
Летом текущего года, в ходе конференции «Днепр в европейском фарватере», представили ЕС заявили, что Европейский банк реконструкции и развития совместно с Европейским инвестиционным банком намерены инвестировать в возрождение торгового судоходства на реке Днепр около 50 млн. евро.
По словам посла Нидерландов Кейса Кломпенхауера, развитие судоходства на Днепре является вызовом для современного украинского правительства, без которого невозможно развитие транспортной и логистической сети. Дипломат уверен, что Украина имеет уникальный ресурс, который позволит стране стать стратегической частью европейской экономики.
Развитие судоходства на Днепре позволит развитию сельского хозяйства, а также ускорит и удешевит доставку продукции из Украины в Европу: «Кроме разгрузки автомобильных дорог и железной дороги, развитие внутреннего водного транспорта будет способствовать экологизации перевозок путем уменьшения вредных выбросов автомобильным транспортом. Также это является одним из приоритетных задач Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС», - отметила вице-премьер по вопросам евроинтеграции Украины Иванна Климпуш-Цинцадзе.
Первоочередные задачи - принятие Закона «О внутреннем водном транспорте», внедрение норм и стандартов Европейского Союза, дноуглубление рек
Однако, для полномасштабной реализации этого проекта, Украине нужно подготовить законодательную базу.
«Первоочередные задачи, которые сейчас стоят перед Министерством инфраструктуры Украины, это принятие Закона «О внутреннем водном транспорте», внедрение норм и стандартов Европейского Союза на реках Украины, дноуглубление рек и устойчивое финансирование для поддержки инфраструктуры рек. Эти последовательные шаги позволят Украине увеличить объем грузоперевозок, привлечь мировых инвесторов к развитию речной инфраструктуры Украины, что в свою очередь усилит экономику страны», - заявил заместитель министра инфраструктуры Виктор Довгань.
Стоит отметить, что согласно исследованиям навигация по р. Днепр возможна в течение 275-300 дней в году, при средней глубине 3.65 м и оценочной пропускной инфраструктуре в 35 млн. тонн грузов в год. Потенциальная грузовая база в районе Днепра примерно в два раза выше и достигает 70 млн. тонн. На Днепре также расположено 13 специализированных грузовых терминалов и 10 речных портов.
Векторы развития речного транспорта: разгрузка железнодорожных узлов Большой Одессы и улучшение экологи ческой ситуации
По оптимистическим прогнозам развитие речного транспорта в Украине может привести к ряду положительных моментов. Во-первых, будет разгружен железнодорожный узел у Большой Одессы. Во-вторых, повысится уровень экологической безопасности, т.к. речной транспорт более экологически чистый, чем иные виды перевозок, также выше и его энергетическая эффективность. В-третьих, развитие речного транспорта сможет укрепить позиции Украины в международных транспортных коридорах, увеличить товаро- пассажирооборот со странами ближнего зарубежья, странами Восточного партнёрства и ЕС.
Ця публікація була підготовлена в рамках проекту «Просування реформ в регіони» за сприяння Європейського Союзу. Зміст цієї публікації є виключною відповідальністю сайту і жодним чином не відображає точку зору Європейського Союзу.