Образование и децентрализация

пример Балты
Балтская громада (33151 жителей, 28 населенных пунктов). Бюджет в 2016 году — 38 млн грн, в 2015 году — 17 млн грн).
Реформирование образовательной системы – одна из важнейших задач украинского общества. В эру информационных ресурсов школа перестала быть единственным местом, где ребенок может получить знания. Более того, консервативная школьная программа часто перестает успевать за научным прогрессом. Поэтому сегодня школам, будь они городские или сельские, важно внедрять новые образовательные технологии.

Балтская объединенная территориальная громада сегодня тоже активно подключилась к процессу реформирования украинской школы. Около трех тысяч учеников в 18 школах ОТГ уже почувствовали изменения на себе.
Детям в районе стараются создать все условия, чтобы они смогли получить качественное образование и учиться в надлежащих условиях. С этой целью улучшается техническое оснащение школ Балтской ОТГ, проводится повышение квалификации местных педагогов.

Ремонт канализационной системы, закупка новой школьной мебели, покупка спортивного инвентаря для спортзалов… Это далеко не полный перечень того, что было сделано для школьников самого северного района Одесчины.
«В сентябре этого года нашей школе исполнилось восемьдесят лет и как раз в это время начался капитальный ремонт. Он был проведен за счет государственной субвенции. На реставрацию внутренних помещений основную часть денег выделил городской совет и частично помогли родители. Уже давно было нужно отреставрировать школу. Постоянно сыпалась штукатурка: мало того, что выглядело это выглядело неопрятно, так еще и представляло большую опасность », — вспоминает директор Балтской общеобразовательной школы № 3 Жанна Капкина.

Стоит отметить, что громада уделила внимание не только традиционной школе. Не менее важен досуг детей, ведь жизнь ребенка не должна ограничиваться сидением над учебниками. На каникулах при образовательных учреждениях были организованы летние лагеря, в которых в прошлом отдохнуло 1416 детей – 50 % всех школьников громады.

Они были обеспечены всеми условиями: только на питание отдыхающих из средств местного бюджета было выделено 200 000 гривен. Таким образом, родители не затратили ни копейки на обеды для своих детей. Во время учебного года активно функционируют кружки.

Двадцать восемь из них работает при Балтской детской юношеской спортивной школе: сейчас там занимается около 400 детей.

Громада пока не может взять на себя полное финансирование внешкольных развлечений, приходится искать спонсоров и порой обращаться к помощи родителей. Однако со стороны местного совета делается все возможное, чтобы груз материальной ответственности не лежал только на плечах родни юных спортсменов.
«Три месяца назад мы получили в своё распоряжение кабинет для теоретических занятий. Они были включены в план тренировок, но по факту никто их не проводил. Год назад в это помещении было стыдно кого-либо приводить, не было никаких условий, а посреди пола находилась большая дыра. Сейчас у нас здесь ремонт, есть компьютер, большой экран, подключение к Интернету, места для сидения. Каждый тренер раз в неделю может привести своих учеников, чтобы провести какой-то тренинг или просто посмотреть интересную игру. Также делается ремонт в раздевалках, планируется что у нас будут душевые с холодной и горячей водой. Всё делается для того, чтобы тренировки можно было проводить полноценно» — говорит директор ДЮСШ Сергей Кольцов.

Подобные вещи стали возможны во многом благодаря реформе децентрелизации, дающей возможность самой громаде решить, в какую сторону направить заработанные средства. Это помогло улучшить материальную базу городских и сельских школ. Впрочем, повлияют ли условия в школах на качество обучения судить рано. Ведь «децентрализации» образовательной системы, к счастью или к сожалению, новая реформа не предполагает.


Как и с помощью чего учить наших детей до сих пор указывает Министерство в Киеве. Пока в столице уже который год анонсируют проект новой образовательной системы, по всей Украине учителя и ученики должны подчиняться старым (если не сказать «устаревшим») правилам.

«У нас есть свое видение, как организовывать обучение в нашем районе. Особенно остро стоит вопрос с сельскими библиотеками. Сегодняшняя «библиотечная система» — это фикция образования: без интернета, вай-фая, компьютеров, с трудами Маркса и Ленина, которые в последние десять лет начали активно списывать. Чтобы решить эту проблему, требуется одобрение. Можно конечно, подождать, пока государство через пару лет до наших идей дойдет самостоятельно, но за это время мы могли бы уже быть далеко впереди», — рассказывает о трудностях реформирования руководитель Балтской ОТГ Сергей Мазур.

Впрочем, педагоги Балтского района сегодня немного отступают от правил. Они активно внедряют инновационные технологии при работе с школьниками. Речь пока идет об одаренных детях, которых необходимо подготовить к олимпиадам, но в будущем этот опыт можно будет применить и к остальным ученикам.

А пока дети, которыми усиленно занимаются, уже демонстрируют выдающиеся результаты. В частности, в прошлом году 30 школьников из Балтской ОТГ стали призерами и победителями областных этапов школьных олимпиад. Также район может гордится тремя своими юными земляками, ставшими победителями Всеукраинского этапа научно-исследовательских работ и языково-литературного конкурса имени Шевченка.

Современные дети не могут, да и не должны учиться так же, как учились их родители, бабушки и дедушки. Приходит осознание, что школа должна научить ребенка учиться, а не насильно вбивать ему в голову ненужную, а то и уже неактуальную информацию.

Консерватизм школьных педагогов уже давно стал притчей во языцах. Но если даже в отдаленных районах стали осознавать, что ныненшюю школьную систему надо менять, значит за будущее детей опасаться пока рано.
Текст и визуализация
Павел Колотвин
Мария Шевчук
Даний проект виконується за підтримки проекту USAID «У-Медіа», що реалізується міжнародною організацією Інтерньюз.