Попробовать мир на вкус
О европейских практиках в Украине
26.03.2019

Мобильность – вот один из трендов современного мира. Наш среднестатистический современник имеет гораздо больше возможностей (и желания) увидеть мир, чем поколения его предков. Особенно революционными темпами идет развитие туризма в последние годы.
Страны участники Всемирной туристической организации
По данным Всемирной туристической организации, рост отрасли в прошлом году составил 6%. Количество международных визитов-прибытий достигло 1,4 млрд (это без данных внутреннего туризма). По мнению экспертов, рост продлится как минимум до 2030 года, когда количество международных посещений составит 1,8 млрд.
Напитки произведенные в Одесской области
Это не просто вдохновляющие цифры, но и явственный сигнал о том, в каком направлении следует развиваться. Отметим, что одним из ключевых видов туризма в мире становится гастрономический (включая винный – энотуризм).

Разумеется, само явление родилось не вчера. Достаточно вспомнить опыт таких стран как Италия, Германия, Испания с их более чем полуторавековыми традициями гастропутешествий. Но в последнее время тенденция усиливается. По данным социологических исследований, примерно для половины туристов ( 63% национальных и 48% зарубежных) именно гастрономическая составляющая , возможность «попробовать мир на вкус» является одним из мотивов для принятия окончательного решения о поездке.

Причем, акцент делается именно на локальных продуктах, привязанных к определенной местности, исторически-культурным особенностям, традиционным рецептам.
Украина с ее богатой и многонациональной кухней могла бы стать гастрономической Меккой для туристов из многих стран (в первую очередь – европейских). И первые шаги в этом направлении уже делаются.

18 марта этого года в Одессе был подписан Меморандума о сотрудничестве между Национальной туристической организацией Украины и проектом Европейской Комиссии «Поддержка развития системы географических обозначений в Украине».

Проект предусматривает создание своеобразной «винной и гастрономической карты» Бессарабии, с указанием конкретных маршрутов и объектов туристической сферы. Это пока еще «проектное предложение», которое будет корректироваться и уточняться с учетом последующих переговоров. Речь идет о популяризации местного производства. Туристов интересуют не суши-бары, а именно местные вина, сыры и другие локальные продукты, изготовленные с учетом национальных особенностей.

«Украина – полиэтничная страна и может предложить гостям намного больше, чем традиционные борщ, сало и вареники,- уверен председатель Национальной туристической организации Украины Иван Липтуга. - Сеть НТО уже включает в себя 111 украинских университетов, где есть такая специальность как туристическое дело. Мы заинтересованы в том, чтобы объединить усилия местных производителей (виноделов, сыроваров, пивоваров и т.д), а также представителей турбизнеса, экспертов, ученых. В 2015 была разработана стратегия развития туристической отрасли Украины до 2026 года, в 2017-м она была одобрена Кабинетом министров. В этом документе прописаны планы развития практически всех видов туризма, в том числе гастрономического. Наша задача – объединить усилия, и проекты, подобные сотрудничеству с Европейской Комиссией, этому весьма способствуют».

Иван Липтуга
Саверио Савио и Иван Липтуга
В свою очередь, руководитель проекта ЕК Саверио Савио всячески подчеркивал важность не только вкусов местной кухни, но и ее качества/безопасности, а также правильной логистики, доступности для туристов. Если уж создавать подобные «дороги вина и вкуса», то лучше по европейским стандартам. Пусть они сразу вольются в уже существующую систему, а не перестраиваются потом, как колеи железнодорожного транспорта.

«Я итальянец, поэтому буду говорить о близкой мне Италии, - отметил Саверио Савио. – Ежегодно нашу страну посещают 6 млн туристов, которые оставляют здесь 5 млрд евро. Как показывает опыт, именно гастрономические туристы являются наиболее выгодной клиентурой, они сразу настроены на большие траты: посещение ресторанов, покупку качественного вина и т.д. Если «стандартный» турист тратит в среднем 55 евро в день, то «винный» - 200. Огромной популярностью пользуются и другие продукты, приготовленные по местным технологиям. В целом в ЕС на сегодня уже зарегистрировано 1200 пищевых продуктов с географическими обозначениями (кроме вина), и это число постоянно растет. Только итальянской экономике подобные продукты ежегодно приносят 15 млн евро. А вокруг них складывается дополнительная туристическая инфраструктура: фестивали, продажа сувениров, прокат велосипедов и гиды на пешеходных маршрутах. Это очень перспективное направление».

Туристический маршрут на юге Одесской области
В рамках сотрудничества с Европейской Комиссией было задействовано несколько международных экспертов и целый ряд национальных. Помощь проекта в основном является не инвестиционной, а технической: создание своеобразных «методичек-рекомендаций» для производителей и туроператоров, работа экспертов на местах и проведение круглых столов, а также – создание нового национального веб-портала, где будет сконцентрирована информация о подобных маршрутах. Сайт будет на трех языках (украинский, русский, английский). Проект завершится к лету 2020-го года, но, возможно, последует продолжение.
И – маленькая деталь – подписание Меморандума проходило в Одессе, в уютном отеле в европейском стиле. Это оно имеет не просто модное «иностранное» название - его владельцами действительно являются итальянцы. Как отметил кто-то из участников: «200 лет спустя итальянцы вновь начинают инвестировать в Одессу». Хорошая тенденция!
Текст та візуалізація
Павло Колотвін
Наталя Шевчук
Made on
Tilda