Реформа самоуправления и местные дороги. Можно ли доехать в громады?
Объеденные громады доказали свою жизнеспособность и теперь в состоянии отремонтировать свои дороги
Ремонт дорог в Одесской области
Объеденные громады Одесской области доказали свою жизнеспособность. И теперь целый ряд успешных объеденных громад в состоянии перераспределить свои бюджеты таким образом, чтобы обеспечить ремонт дорог местного значения. Тем более, что существует ряд предпосылок для того, чтобы объединённые громады занялись ремонтом дорог местного значения.

С одной стороны это государственная инфраструктурная субвенция, которая в 2016 г. составила 1 млрд. грн. и распределялась между 159 объединенными территориальными громадами. С другой стороны есть объективный фактор передачи всех дорог местного значения с 1 января 2018 г. в управление местным (областным) властям (сейчас они находятся в ведении Укравтодора.

Сравнение стоимости строительства дорог (нажмите для увеличения)
250 лет на новые дороги

Состояние дорог в Украине общеизвестно. Одесская область уверенно лидирует в списке областей по самым плохим дорогам. В существующей ситуации, по мнению эксперта направления дорожной отрасли Реанимационного пакета реформ Андрея Мартенса, Украине может понадобиться до 250 лет, чтобы обновить свои дорожные магистрали.

«В этом году планируют восстановить более 700 км дорог из 170 тысяч существующих. Учитывая, что 95% у нас – в неудовлетворительном состоянии, то 160 тысяч километров разделить на 700 – понадобится около 250 лет при существующих темпах, чтобы восстановить дороги. Притом, что каждые 10 лет те дороги, которые восстанавливали, нужно снова ремонтировать», - подчеркивает эксперт.

При этом в Украине зафиксировано возрастание объемов т.н. «ямочного» ремонта дорог. Это негативно сказывается на общем состоянии дорог, так как качество такого ремонта не выдерживает никакой критики. Более 80% отремонтированных за 2016 год дорог имеют дефекты.

Громады и дороги

В условиях, когда государство в силу разных причин не может обеспечить ремонт дорог, а это жизненно необходимо для того, чтобы нормально функционировали экономические связи, была возможность доехать до школ и больниц, жители берут инициативу в свои руки.

Примеры, когда местные жители при поддержке местных властей ремонтировали дороги можно встретить в самых разных уголках Украины.

В селе Великий Ключив (Коломыйский район Ивано-Франковской обл.) местные жители ямочно отремонтировали дорогу, которая выдержала зиму, причем на ремонт дороги вышло до 100 местных жителей, а предприниматели предоставили материалы по самой минимальной цене. В Раздельнянском районе Одесской области, в 2016 году люди своими силами отремонтировали полкилометра дороги при въезде в пгт Лиманское. Подобная зафиксирована в Киевской, Полтавской и Тернопольской областях.

Что касается объединённых громад Одесской области, то и они в прошлом году использовали более 39% государственной субвенции на дороги.

По данным издания «Избирком», Балтская громада, освоившая 19 миллионов 412 тысяч 680 гривен государственной субвенции, потратила из них на ремонт дорог 5 миллионов 799 тысяч 880 гривен. Красносельская громада, освоившая 9 миллионов 492 тысячи 680 гривен, потратила только 2 миллиона 290,5 тысяч гривен на спецтехнику для коммунального предприятия «Перспектива», а остальная сумма ушла на ремонт дорог.

Маразлиевская громада потратила на дороги 5 миллионов 832 миллионов 832 тысячи из освоенных 6 миллионов 850,3 тысяч гривен. Похожая ситуация сложилась и в Тузловской, и в Розквитовской, и в Новокальчевской. Только Великомихайловская громада потратила на дороги сравнительно незначительную сумму – чуть более 580 тысяч гривен из освоенных 10 миллионов 356 тысяч, а Беляевская громада потратила большую часть средств из 3 миллионов 610 тысяч гривен на приобретение спецтехники.

Конкретные кейсы

В Балтской объединённой громаде основательно подошли к ремонту дорог.

«Мы использовали те средства, которые объединённая громада получила за счет инфраструктурной субвенции. За этот счет были отремонтированы дороги в самом городе. Часть дорог была отремонтирована за счет перевыполнения плана налоговых сборов, в частности дорога Балта-Кодыма», - говорит Эдуард Рабинович, первый заместитель городского головы по вопросам деятельности исполнительных органов Балтского городского совета.

В общих цифрах ремонт дорог в Балтской объединённой громаде выглядит следующим образом: капитальный ремонт дорог 2016 год – 9 454 кв. м, 2017 год (на текущий момент) – 2 508 кв. м. Текущий ремонт (ямочный): 2016 – 7 284 кв. м, 2017 – 3 805 кв. м.

По состоянию на 2015 год. Трасса Одесса-Рени на данный момент практически восстановлена.
«Динамика подачи проектов объединенными громадами настораживает. Если не все ОТГ используют этот ресурс, то это существенно ослабит аргументы относительно необходимости увеличения объема средств для них в госбюджете в следующем году.

Объяснить промедление более 40 громад можно разве что безответственной позицией руководства этих ОТГ, ведь есть содействие обладминистраций, центров развития местного самоуправления, есть прошлогодний опыт коллег в разработке таких проектов. То есть речь идет не о неспособности разработать проекты, а только о нежелании», - отметил первый заместитель министра регионального развития, строительства и ЖКХ Вячеслав Негода.

Что касается инфраструктурной субвенции от государства на 2018 г., то в Одесской области её смогут получить 23 громады, 11 из которых были созданы в текущем году.

Депутаты Одесского областного совета в ходе последней сессии большинством голосов приняли внесение изменений в решение областного совета «Об одобрении перспективного плана формирования территорий громад Одесской области», таким образом даже те громады, выборы в которых запланированы на октябрь 2017 г. внесены в этот план и получат необходимое финансирование из государственного бюджета.

Текст та візуалізація
Павло Колотвін
Станіслав Кінка
Даний проект виконується за підтримки проекту USAID «У-Медіа», що реалізується міжнародною організацією Інтерньюз.