informer.od.ua
Торговля Украины с ЕС
Роль морских портов и водных путей
Черноморский порт
Морская индустрия Украины включает сеть морских портов, а также погрузочные терминалы, причалы и комплексы различных форм собственности. В Украине функционируют 13 портов (не включая аннексированный Россией Крым), в том числе 5 глубоководных: среди них порт Южный, порты в Черноморске, Одессе и Николаеве.

Около 60% грузов идет через три основных порта в Одессе, Черноморске и Южном (все находятся в Одесской области). Кроме того все украинские порты в настоящий момент являются государственными предприятиями на территории которых работают частные стивидорные компании.

Помимо этого значительный (часто недооценённый) потенциал имеют реки Украины, которые также могут использоваться в качестве транспортного коридора для перевозки пассажиров и грузов.

Рынок ЕС оказался единственным, где украинский экспорт показывает положительную динамику.
Динамика торговых отношений Украина-ЕС

По имеющимся статистическим данным за прошлый год, впервые с 2013 года начал расти украинский экспорт в ЕС.

«Темпы роста пока не очень большие – 3,7%. Впрочем, регион ЕС оказался единственным, где украинский экспорт показывает положительную динамику. Соответственно, за 2016 год доля ЕС в структуре украинского экспорта снова выросла. Сейчас она составляет 37,1%. При этом российские ограничения приводят к дальнейшему сокращению доли СНГ. За прошлый год украинский экспорт в Содружество сократился почти на четверть (на 22,7%)», - подчеркивает редактор «Европейской правды» Юрий Панченко.

Стоит отметить, что по результатам 2013 года доля СНГ в структуре украинского экспорта составляла 34,8%, а ЕС – только 26,5%. Таким образом, по ряду причин внешнеполитического и макроэкономического характера, ЕС стал главным торговым партнером Украины.

Экспорт Украина-ЕС (нажмите для увеличения)
Что касается регионов Украины, то за три года количество областей, где экспорт в СНГ превышает европейский, сократилось с 18 до четырех.

«Сейчас высокая зависимость от рынка СНГ сохраняется только в Сумской, Харьковской, Черниговской и Николаевской областях. Причем ни в одной из них доля СНГ не превышает 50% - три года назад таких областей было пять. А последним регионом с долей СНГ выше 50% была Харьковщина. Более того, в Черниговской и Николаевской областях преобладает экспорт в «третьи страны». Это также свидетельствует о том, что время российских торговых ультиматумов прошло», - говорит Юрий Панченко.

Экспорт в ЕС ожидаемо доминирует на Западной Украине. В частности, в восьми областях Западной Украины его доля превышает 50%. Схожая ситуация сложилась в Луганской области. Здесь доля европейского экспорта составляет 57%. Более того, объем экспорта в ЕС с территории Луганской области в прошлом году вырос более чем вдвое – на 114%. Хотя есть области Украины, где фиксируется уменьшение товарооборота со странами ЕС.

На долю Украины приходится, в свою очередь, 0,8% общей торговли ЕС, оборот которой в 2015 году составил 1,16 млрд. евро.

Под председательством Украины подготовлена «Дорожная карта» по развитию коридора Европа-Кавказ-Азия.
К европейским стандартам в транспорте

Зона свободной торговли направлена на расширение торговли товарами и услугами между ЕС и Украиной путем постепенного снижения тарифов и приведения украинских правил в соответствие с нормами ЕС в определенных отраслях промышленности и сельского хозяйства. Украина также согласовывает свое законодательство с ЕС в областях, связанных с торговлей, таких как транспорт и транзит.

«Соглашение об ассоциации предусматривает либерализацию автомобильного, железнодорожного и водного транспорта для расширения и укрепления сотрудничества Украины с ЕС в области транспорта. Стандарты ЕС призваны повысить эффективность и безопасность транспортного сообщения», - идется в «Report of implementation of the Association agreement between the European Union and Ukraine in 2016».

На протяжении последних двух лет украинской стороной были предприняты определённые шаги на пути развития транспортных маршрутов, чтобы подтвердить статус Украины как транзитного государства. В частности с переменным успехом развиваются проекты по связи Европы со странами Азии и Китая в обход Российской Федерации.

14 сентября 2016 года было подписано Соглашение между Кабинетом Министров Украины и Правительством Грузии об организация прямого международного железнодорожного паромного сообщения через порты Черноморск, Батуми и Поти. 4 ноября 2016 года было подписано Соглашение о совместных грузовых перевозках между Украиной и Турцией для увеличения мультимодальной транспортировки через Черное море. 21 и 22 ноября 2016 года на заседании Постоянного секретариата Межправительственной комиссии TRACECA была под председательством Украины подготовлена «Дорожная карта» по развитию коридора Европа-Кавказ-Азия.

Порт Южный
Портовая отрасль Украины: позитивная динамика первой половины 2017 года

По основным показателям порты Украины за январь-август текущего года нарастили перевалку грузов на 1,6%.

«Этот год начался положительным приростом объемов грузоперевалки, и портовая отрасль держит эту динамику уже восемь месяце – она пока незначительна, но главное, стабильная. Категории грузов, обеспечивающих ее, также неизменны – это зерно и руда на экспорт и уголь на импорт. В то же время, мы ставим себе в качестве цели рост объема грузооборота. Это будет обеспечено, прежде всего, постоянным наращиванием реализованных проектов в портах страны, открытием новых направлений движения, привлечением новых партнеров и инвесторов», — подчеркивает руководитель АМПУ Райвис Вецкаганс.

Перевалка экспортных грузов в морских портах Украины за интересующий период составила 66,2 млн тонн (рост на 2,4% по сравнению с аналогичными показателями 2016 г.), импортных — 12,26 млн тонн (рост на 16,3% по сравнению с данными за 2016 г.).

В АМПУ подчеркивают, что в структуре экспорта традиционно превалирует перевалка зерновых (26,33 млн тонн, + 14%) и рудных грузов (43,7 млн тонн, - 9,2%). Перевалка продукции горно-металлургического комплекса составила 9,05 млн тонн (-19,3%), растительных масел — 3,66 млн тонн (+ 33,2%).


«Наибольший рост в структуре импорта традиционно показывает уголь, перевалка которого составила 3,27 млн тонн (+ 39,2%) – отечественные энергокомпании продолжают поставлять энергоносители для обеспечения энергетической независимости страны. Кроме того, сохраняют значительную положительную динамику показатели импорта нефтепродуктов», - сообщают в АМПУ.
Перевалка транзитных грузов составила 7,49 млн тонн, что на 3% больше показателей предыдущего года. Наибольшую долю в транзитном грузообороте составил уголь (2,86 млн тонн). В сфере контейнерных перевозок ситуация находится практически на уровне 2016 г.: 388 тыс. ТЕU, что составляет 99,6% от показателей прошлого года.
Баланс торговых отношений Украина - ЕС
Агросфера и транспортировка грузов через украинские порты

Украина является традиционным поставщиком зерновых на рынки стран ЕС. Перспективы роста экспорта зерна из Украины в страны ЕС в новейшей экономической ситуации с учетом текущего развития внутренней инфраструктуры были рассмотрены на целом ряде экспертных встреч, в частности в рамках использования портовой речной и морской инфраструктуры Украины.

Таким образом, Украина имеет шанс увеличить поставки зерна в ЕС. Возможность для украинского зерна использовать благоприятную рыночную ситуацию будет в значительной степени зависеть от развития экспортной логистики.

Несмотря на увеличение (с 2008 г. в 5 раз) производства зерновых вагонов и закупки грузовых автомобилей трейдерами, в Украине фиксируется неиспользованный потенциал речных перевозок. Об этом, в частности, говорила эксперт компании «УкрАгроКонсалт» Светлана Малыш, которая прогнозирует увеличение использование барж для транспортировки зерна в порты Украины.
На внутренних водных путях действует ряд речных портов, например, в Киеве, Днепропетровск и Запорожье. Десять речных портов, большинство из которых находятся в частной собственности, предлагают альтернативу морским портам для владельцев грузов и судовладельцев.

Кроме того, речные порты предоставляют возможность более мелким судам избегать перевалки в морских портах с автомобильных/железнодорожных перевозок внутри страны, что позволяет сэкономить средства грузоотправителям. Правда, речные перевозки в Украине в значительной степени зависят от изношенной инфраструктуры (наличия старых шлюзов, например) и ограничены глубинами старых фарватеров.

Таким образом, морские и речные порты, водная инфраструктура в целом играют важную роль в товарообороте между Украиной и ЕС. Увеличение роли ЕС в качестве основного торгового партнера Украины актуализирует развитие новых маршрутов, интенсификацию использования водных маршрутов и, как следствие, имплементацию европейских норм и стандартов в украинское законодательство.

Ця публікація була підготовлена в рамках проекту «Просування реформ в регіони» за сприяння Європейського Союзу. Зміст цієї публікації є виключною відповідальністю сайту і жодним чином не відображає точку зору Європейського Союзу.